Информационное общество и общество знаний

С середины XX века ученые всего мира пытаются сформулировать концепцию постиндустриального общества, определить его детерминанты и дать собственное имя этой общественно-экономической формации. В конце XX — начале XXI веков наиболее популярными терминами стали «информационное общество» (information society) и «общество знаний» (knowledge society).

Тогда как оба эти термина используются для обозначения одной и той же общественно-экономической формации, соответствующие им концепции различаются в подходе к тому, что считать «краеугольным камнем» постиндустриального общества.

В основе концепции информационного общества лежит информация, которая считается наиболее ценным ресурсом. Соответственно критически важной является доступность в широком смысле средств и линий связи и технологий хранения и обработки информации.

Концепция общества знаний ставит во главу угла человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации.

В то же время, оба термина — «информационное общество» и «общество знаний» не имеют пока общепринятых дефиниций, поэтому следует говорить не столько о двух конкурирующих концепциях, сколько о двух подходах к созданию концепции постиндустриального общества, в котором наиболее ценным ресурсом является информация, а наиболее ценным навыком — умение эффективно распорядиться ею.

Одной из задач ЮНЕСКО является своевременное информирование государств-членов Организации об этических, правовых и социальных аспектах повсеместного внедрения новых информационных и коммуникационных технологий.

Для решения этой задачи с 1998 года ЮНЕСКО разрабатывает «Обсерваторию информационного общества» (Observatory on the Information Society) — систему мониторинга сайтов по проблематике доступа к информации, являющейся общественным достоянием, электронной коммерции, защиты тайны личной жизни и обеспечения конфиденциальности в киберпространстве, противодействия пропаганде вражды и насилия в киберпространстве.

Сегодня Обсерватория стала обширным и систематизированным сборником ссылок на интернет-ресурсы, посвященные этическим, правовым, социокультурным и политическим аспектам информационного общества и обществ знаний.

Обсерватория информационного общества ЮНЕСКО

Международные организации

На сегодня не существует организации, чьей основной задачей была бы координация на международном уровне усилий отдельных стран и организаций по развитию информационного общества или обществ знаний.

В то же время, работа в этом направлении является одним из приоритетов двух институтов системы Организации Объединенных Наций — Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международного союза электросвязи (МСЭ).

Эти организации были основными организаторами двух раундов — Женевского в 2003 году и Тунисского в 2005 году — Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on the Information Society), цель которого — поставить потенциал революции в области информационных и коммуникационных технологий на службу человечеству.

При поддержке ЮНЕСКО и МСЭ также был проведен ряд международных и региональных мероприятий в рамках Саммита; эти организации ответственны за координацию работ по выполнению его итоговых документов — Декларации принципов и Плана действий, принятых в Женеве, Тунисского обязательства и Тунисской программы для информационного общества.

  1. Сайт Всемирного саммита по информационному обществу;
  2. Сайт Всемирного саммита по информационному обществу (рус.);
  3. Организация Объединенных Наций (ООН);
  4. Информационный центр ООН в Москве;
  5. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
  6. Международный союз электросвязи (МСЭ);
  7. Международный институт по планированию образования (МИПО);
  8. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  9. Бюро ЮНЕСКО в Москве;
  10. Программа развития ООН (ПРООН);
  11. Целевая группа ООН по информационно-коммуникационным технологиям;
  12. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА);
  13. Форум по управлению Интернетом;
  14. Рабочая группа по управлению Интернетом;

Российские регулирующие органы

В некоторых странах существуют специализированные агентства, чьей основной задачей является развитие информационного общества или обществ знаний на национальном уровне, например в Португалии эти функции выполняет Knowledge Society Agency.

Аналога ему среди российских органов федеральной власти не существует. Лишь недавно в нашей стране был разработан проект первого системного документа, предусматривающего комплексное развитие государства, общества и бизнеса в условиях информационного общества — «Стратегия развития информационного общества в России».

В то же время, отдельные вопросы построения и развития информационного общества и обществ знаний находятся в компетенции Министерства информационных технологий и связи, Министерства образования и науки, Министерства экономического развития и торговли, Министерства культуры и массовых коммуникаций, подведомственных им служб и агентств, других органов федеральной власти.

  1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
  2. Президент Российской Федерации;
  3. Правительство Российской Федерации;
  4. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  5. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
  6. Общественная палата Российской Федерации;
  7. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации;
  8. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
  9. Министерство образования и науки Российской Федерации;
  10. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  11. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура);

Российские экспертные институты

  1. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России;
  2. Институт развития свободы информации;
  3. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
  4. Межрегиональная общественная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;
  5. ФГУП НТЦ «Информрегистр»;
  6. Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России;
  7. Российская коммуникативная ассоциация;
  8. Российское представительство фонда ECDL;
  9. Федерация Интернет-образования;
  10. Центр развития информационного общества (РИО-Центр);

Ежегодные профессиональные мероприятия

  1. Конференция «Интернет и бизнес»;
  2. Конференция «Интернет и современное общество»;
  3. Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»;
  4. Серия конференций «Инфофорум»;
  5. Конференция «Право и Интернет»;
  6. Российский интернет-форум;
  7. Выставка-конференция InfoSecurity Russia;

Информационные ресурсы

  1. Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет»;
  2. Журнал «Информационное право»;
  3. Журнал «Информационные ресурсы России»;
  4. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России;
  5. Журнал «Медиаобразование»;
  6. Сайт «Право и Интернет»;
  7. Российский портал развития;
  8. Информационный портал ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
  9. Портал «Электронный регион»;

CC BY-NC-SA 4.0 Информационное общество и общество знаний by Костерин Вадим Валентинович is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


1 нравится это

Автор

Вадим Валентинович Костерин

Директор Инженерного центра корпоративных информационных систем Высшей школы экономики и управления НИУ Южно-Уральский государственный университет. Лауреат ВДНХ, награждён серебряной медалью. Лауреат Всероссийских, международных и региональных (1998–2015 гг.) выставок, за множеством которых перечисление потеряло смысл.

Добавить комментарий