С середины XX века ученые всего мира пытаются сформулировать концепцию постиндустриального общества, определить его детерминанты и дать собственное имя этой общественно-экономической формации. В конце XX — начале XXI веков наиболее популярными терминами стали «информационное общество» (information society) и «общество знаний» (knowledge society).
Тогда как оба эти термина используются для обозначения одной и той же общественно-экономической формации, соответствующие им концепции различаются в подходе к тому, что считать «краеугольным камнем» постиндустриального общества.
В основе концепции информационного общества лежит информация, которая считается наиболее ценным ресурсом. Соответственно критически важной является доступность в широком смысле средств и линий связи и технологий хранения и обработки информации.
Концепция общества знаний ставит во главу угла человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации.
В то же время, оба термина — «информационное общество» и «общество знаний» не имеют пока общепринятых дефиниций, поэтому следует говорить не столько о двух конкурирующих концепциях, сколько о двух подходах к созданию концепции постиндустриального общества, в котором наиболее ценным ресурсом является информация, а наиболее ценным навыком — умение эффективно распорядиться ею.
Одной из задач ЮНЕСКО является своевременное информирование государств-членов Организации об этических, правовых и социальных аспектах повсеместного внедрения новых информационных и коммуникационных технологий.
Для решения этой задачи с 1998 года ЮНЕСКО разрабатывает «Обсерваторию информационного общества» (Observatory on the Information Society) — систему мониторинга сайтов по проблематике доступа к информации, являющейся общественным достоянием, электронной коммерции, защиты тайны личной жизни и обеспечения конфиденциальности в киберпространстве, противодействия пропаганде вражды и насилия в киберпространстве.
Сегодня Обсерватория стала обширным и систематизированным сборником ссылок на интернет-ресурсы, посвященные этическим, правовым, социокультурным и политическим аспектам информационного общества и обществ знаний.
Обсерватория информационного общества ЮНЕСКО
Международные организации
На сегодня не существует организации, чьей основной задачей была бы координация на международном уровне усилий отдельных стран и организаций по развитию информационного общества или обществ знаний.
В то же время, работа в этом направлении является одним из приоритетов двух институтов системы Организации Объединенных Наций — Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международного союза электросвязи (МСЭ).
Эти организации были основными организаторами двух раундов — Женевского в 2003 году и Тунисского в 2005 году — Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on the Information Society), цель которого — поставить потенциал революции в области информационных и коммуникационных технологий на службу человечеству.
При поддержке ЮНЕСКО и МСЭ также был проведен ряд международных и региональных мероприятий в рамках Саммита; эти организации ответственны за координацию работ по выполнению его итоговых документов — Декларации принципов и Плана действий, принятых в Женеве, Тунисского обязательства и Тунисской программы для информационного общества.
- Сайт Всемирного саммита по информационному обществу;
- Сайт Всемирного саммита по информационному обществу (рус.);
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Информационный центр ООН в Москве;
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
- Международный союз электросвязи (МСЭ);
- Международный институт по планированию образования (МИПО);
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
- Бюро ЮНЕСКО в Москве;
- Программа развития ООН (ПРООН);
- Целевая группа ООН по информационно-коммуникационным технологиям;
- Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА);
- Форум по управлению Интернетом;
- Рабочая группа по управлению Интернетом;
Российские регулирующие органы
В некоторых странах существуют специализированные агентства, чьей основной задачей является развитие информационного общества или обществ знаний на национальном уровне, например в Португалии эти функции выполняет Knowledge Society Agency.
Аналога ему среди российских органов федеральной власти не существует. Лишь недавно в нашей стране был разработан проект первого системного документа, предусматривающего комплексное развитие государства, общества и бизнеса в условиях информационного общества — «Стратегия развития информационного общества в России».
В то же время, отдельные вопросы построения и развития информационного общества и обществ знаний находятся в компетенции Министерства информационных технологий и связи, Министерства образования и науки, Министерства экономического развития и торговли, Министерства культуры и массовых коммуникаций, подведомственных им служб и агентств, других органов федеральной власти.
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Общественная палата Российской Федерации;
- Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации;
- Комиссия Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации;
- Комиссия Общественной палаты по инновациям, высокотехнологичным научным и нженерным проектам;
- Рабочая группа по вопросам развития информационного общества в России;
- Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации;
- Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Федеральное агентство по образованию (Рособразование);
- Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука);
- Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура);
Российские экспертные институты
- Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России;
- Институт развития свободы информации;
- Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
- Межрегиональная общественная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;
- ФГУП НТЦ «Информрегистр»;
- Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России;
- Российская коммуникативная ассоциация;
- Российское представительство фонда ECDL;
- Федерация Интернет-образования;
- Центр развития информационного общества (РИО-Центр);
Ежегодные профессиональные мероприятия
- Конференция «Интернет и бизнес»;
- Конференция «Интернет и современное общество»;
- Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»;
- Серия конференций «Инфофорум»;
- Конференция «Право и Интернет»;
- Российский интернет-форум;
- Выставка-конференция InfoSecurity Russia;
Информационные ресурсы
- Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет»;
- Журнал «Информационное право»;
- Журнал «Информационные ресурсы России»;
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России;
- Журнал «Медиаобразование»;
- Сайт «Право и Интернет»;
- Российский портал развития;
- Информационный портал ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
- Портал «Электронный регион»;
Информационное общество и общество знаний by Костерин Вадим Валентинович is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.