Какая способность самая ценная? Умение видеть инновации.
Посмотрите, кто взрывал рынок в последние десятилетия: Uber, Airbnb, Amazon. На первый взгляд идеи создания этих компаний казались сумасшедшими.
Кто мог подумать, что у крупнейшей компании, работающей с недвижимостью, не будет собственности? Что один из самых популярных перевозчиков не будет покупать транспорт и нанимать водителей? Ещё несколько лет назад на человека, который такое предлагает, надели бы смирительную рубашку.
Неважно, что вы делаете: пишете, строите, разрабатываете. Статус-кво убивает любые инновации. Поэтому так важно быть фриком.
Нонконформизм, новаторство… Как ни называй такие идеи, они всегда будут идти вразрез с устоявшимся мнением. Быть фриком — значит иначе смотреть на вещи, сопоставлять факты и делать выводы, которые обычно неочевидны.
Другой не всегда значит лучший. Но лучший — всегда другой.
Джессика Хеджи (Jessica Hagy), иллюстратор
Почему это работает
Психологи заметили, что неожиданные и новые ситуации легче сохраняются в памяти.
Наука говорит об этом эффекте больше, но всё сводится к следующему: «необычные» события приводят к выбросу дофамина (нейромедиатора, связанного с мотивацией) в участке мозга, ответственном за исследование, переработку и хранение новых сенсорных впечатлений. Этот дофаминовый выброс не только разжигает исследовательский интерес, но и создаёт связь с долговременной памятью.
То есть наш мозг физически запоминает всё странное и нетипичное.
Если идея не бросает вызов, а только подтверждает уже известное, публика обесценит её, хотя и признает истинность.
Мюррей С. Дэвис (Murray S. Davis)
Странные идеи не только задерживаются в памяти, они также оказываются более ценными, чем те, которые только подтверждают прописные истины.
Ключевой момент
Значит, вы должны пойти против всех социальных норм и против себя, чтобы добиться признания?
Нет, конечно. В конце концов, известные идеи стали общепринятыми не просто так.
Каждый день в мозг поступает огромное количество информации, поэтому у нас выработались фильтры, которые помогают оценить новые данные и решить, какие из них важны.
Исследование компании Google показало, что новые посетители оценивают функциональность и эстетичность сайта за 0,02–0,05 доли секунды. За время, которое требуется, чтобы моргнуть, мозг получает информацию, фильтрует её и решает, важна она или нет.
Существует идея лёгкого познания: типичные и общие элементы проще обработать, потому что мы их уже когда-то использовали. Они нам кажутся простыми.
Если вы сталкиваетесь с большим количеством нетипичных или сложных элементов, мозг получает сигнал, что стоящая пред вами задача слишком трудна и лучше не браться за неё. Ключ к запоминанию информации — баланс между новым и старым.
Почему фриков начали ценить
Нестандартный взгляд оценили по достоинству, и компании стремятся к тому, чтобы использовать новые идеи.
Вот два примера:
- Онлайн-ретейлер Zappos в каждое собеседование включает вопрос «Как вы оцениваете свою необычность по шкале от 1 до 10?».
- Компания Method выдаёт сотрудникам домашние задания: написать эссе на тему «Что сделать, чтобы компания оставалась странной?».
Оскар Уайльд (вот кто точно был странным и творческим) сказал:
Воображение имитирует. Творит критический дух.
Копирование безопасно. Оно позволяет спрятаться за одобренными идеями, но оно же затягивает в ловушку посредственности. Только открытость всему, что отличается и необычно, позволяет создать выдающуюся работу.
Когда вы ищете вдохновение, попробуйте вырастить в себе странного человека.
Как генерировать креативные идеи
1. Примите внутреннего фрика
Психологи недавно связали идею когнитивной расторможенности с креативностью.
Когнитивная расторможенность — это неспособность игнорировать сведения, неважные для текущих целей. Если мы вернёмся к тем фильтрам, которые помогают сортировать сенсорную информацию, окажется, что они же мешают нам дойти до момента озарения.
Хотя частично такая способность зависит от генетики, существуют доказанные способы впустить якобы неважную информацию в сознание: мечтайте, отпускайте мысли в свободное плавание, гуляйте.
Как только вы расслабитесь и фильтры отключатся, хорошая идея займёт своё место в вашей голове.
2. Усиливайте эффект Леди Гаги
В 1930-х годах немецкий психолог Хедвиг фон Ресторф (Hedwig von Restorff) открыла, что мы легче запоминаем неординарные вещи.
Например, вот перед вам список слов: яблоко, машина, томат, собака, скала, банан, карандаш, Леди Гага, вертолёт, кот, сыр.
Что вы запомнили? Томат?
В контексте списка Леди Гага выделяется, как след ботинка на снегу, она нетипична по сравнению с перечисленными предметами.
Странное и необычное запоминается тем легче, чем стандартней фон.
Но стоит переборщить со всем «не таким», и уникальная идея потеряется в ярком мусоре. Баланс между привычным и новым — гарантия того, что вашу работу заметят.
3. Заткните внутреннего критика
Самоцензура — основной барьер на пути воплощения запоминающейся идеи. Вместо того чтобы погрузиться в процесс творчества, мы прикидываем, как удержаться в знакомых рамках, спрашивая себя:
- Будут ли люди смеяться над моей идеей?
- Будут ли окружающие недовольны тем, что мы говорим?
Самоцензура означает сознательный отказ от настоящего себя. А принятие своих чудных особенностей играет значимую роль в прокачивании креативности.
Не так уж много нужно выучить, чтобы принять сумасшедшую теорию. Гораздо больше придётся забыть.
Айзек Азимов
Когда вы заметите, что снова критикуете себя, задумайтесь, почему это происходит. И сделайте совсем не то, что собирались.
4. Ищите связи между странными вещами
Когда Стива Джобса (Steve Jobs) спросили, как он находит идеи, основатель Apple сказал: «Креативность — это просто создание связей между вещами».
По-настоящему творческие идеи неотделимы от дивергентного мышления, способного находить связи там, где другие их не видят.
Чем большим количеством источников вы пользуетесь, тем более удивительные мысли будут приходить вам в голову.
Роберт Саттон (Robert Sutton), профессор Стэнфордского университета, консультировал компанию, разрабатывающую ПО. Когда для работы было необходимо найти идеи, он советовал брать две пачки карточек. На одной записать технологии, на другой — производственные ресурсы. Потом перемешать каждую из пачек и вытаскивать по одной карте из разных стопок, пытаясь найти связи. И записывать идеи.
5. Любите взлёты и падения. Только пассивность наказуема
Чтобы создать лучшее, нужно принять самую странную идею. Особенно ту, которая идёт вразрез с общепринятым мнением.
Когда ситуация становится странной, странные встают у руля.
Хантер Томпсон (Hunter S. Thompson)
Люди, чьими идеями мы восхищаемся, проигрывали чаще, чем выигрывали. Чтобы понять, будет ваша неожиданная идея работать или нет, нужно постоянно проверять и тестировать её.
Позвольте вашим отличиям стать визитной карточкой. И помните, что все инновации и тренды начинаются с безумных идей.