Информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Происходящие в ней изменения открывают новые и, на первый взгляд, фантастические возможности и в других областях – например, в проектировании, транспортировке, управлении людьми и ресурсами, маркетинге и образовании. Сейчас в этой отрасли происходит несколько важных процессов.
Во-первых, телекоммуникационные решения обеспечивают цепочки связей между разными точками мира – соответственно, увеличивается объем проходящих в сети данных и развиваются решения по их обработке.
Во-вторых, цифровые решения становятся все более мобильными и «дружественными» по отношению к пользователю — если сейчас почти у каждой семьи есть ноутбук, а каждый второй житель планеты пользуется смартфоном, то через десять лет у любого горожанина будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой – например, очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье и смартфон с функцией «умного» бумажника.
С ростом объема информации будет расти потребность в новых системах безопасности, способах фильтрации и защиты данных – тем более что распространение масштабных облачных систем хранения делает утечку данных более опасной. В ближайшие 10 лет появятся технологии очень точного распознавания интернет-пользователей онлайн, можно будет отслеживать каждый клик. Технологии из шпионских и фантастических фильмов станут реальностью – пользователя устройства можно будет идентифицировать не только c помощью сканирования отпечатков пальцев или сетчатки глаза, но и с помощью анализа ДНК.
Границы между виртуальностью и физическим миром размываются, а это значит, что общество в цифровом пространстве будет организовано примерно по тем же принципам, что и в реальности – включая государственные границы и контроль со стороны правительств. При этом «цифровой разрыв» между людьми (в уровне компьютерной грамотности) создаст новый вид социального расслоения – поэтому появятся специальные программы по массовому просвещению в сфере ИКТ. Повсеместно появится законодательство, регулирующее киберпространство. «Электронные правительства» начнут работать в полную силу и станут гораздо более интерактивными.
А значит и специалисту в этой области понадобится набор определенных навыков. Давайте же разберёмся: какие из этих навыков были отмечены работодателями, как наиболее важные для работников будущего.
•Мультиязычность и мультикультурность — специалист должен свободно владеть английским языком, понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров, а так же специфики работы в отраслях в других странах.
•Навыки межотраслевой коммуникации — работник должен понимать технологию, процессы и рыночные ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.
•Клиентоориентированность — специалист должен уметь работать с запросами потребителя.
•Специалист должен уметь управлять проектами и процессами.
•Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач - специалист должен уметь быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем.
•Приветствуется способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
•Эксперт должен уметь работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
•Работник, в эпоху внедрения ИТ технологий во все сферы человеческой деятельности, должен уметь программировать ИТ‑решения, управлять сложными автоматизированными комплексами и работать с искусственным интеллектом.
•Системное мышление — специалист должен уметь работать со сложными системами.
•Бережливое производство — работник должен стремиться к устранению всех видов потерь, при производстве, что предполагает оптимизацию бизнеса и максимальную ориентацию на потребителя.
Если обратиться к Государственному образовательному стандарту по направлению подготовки Бизнес-информатика, то можно увидеть, что выпускник нашей специальности будет владеть всеми навыками, перечисленными в этом списке. Так это или нет мы узнаем во второй части этой статьи.