Рынок труда постоянно претерпевает изменения. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в будущем быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?
1. Умение решать сложные задачи ( Complex problem solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.
2. Умение программировать. Этот навык наряду с пониманием и использованием возможностей компьютеров является одним из наиболее ценных на сегодняшнем рынке труда.
3. Технические, инженерные навыки. Способность иметь дело с всевозможными техническими устройствами и системами на профессиональном уровне может обеспечить своему владельцу высокооплачиваемое рабочее место и высокую востребованность его услуг.
4. Педагогические навыки. потребность в качественных инструкторах и преподавателях неуклонно растет – все более популярными становятся тренинг — менеджеры, преподаватели в сфере бизнеса, способные сочетать деловую компетентность с педагогическими знаниями и навыками.
5. Владение иностранными языками. Навык, весьма актуальный ввиду все расширяющихся международных экономических связей. Для России наиболее востребованными становятся немецкий и китайский.
6. Математические знания. Прогресс науки требует все большего числа умов. Способных постоянно поддерживать его движение, в особенности в сфере точных наук и прикладной математики в различных отраслях знания.
7. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас "вываливается" в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.
8. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих профессиях. Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные "выдать" то, чего не знает поисковик. Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
-"Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали - чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное - гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия - это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: "Двойка тебе, Нильс Бор". Он скажет: "Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет". И именно за этот "неправильный" ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать".
9. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.
10. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.
11. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.
12. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: "В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят". Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.
13. Клиентоориентированность. (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.
14. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.
15. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

По прежнему, одним из главных конкурентных преимуществ остается владение иностранными языками. Кадровые специалисты утверждают: «Без знания английского языка сегодня сложно получить перспективную должность, особенно в западных компаниях. Знающие иностранный язык люди востребованы в таких областях, связи с общественностью, логистика, строительство, маркетинг, управление персоналом, организация продаж. Человек, стремящийся сделать карьеру, должен иметь в арсенале хотя бы один иностранный язык».

А что же насчёт будущего? Так, согласно Атласу новых профессий, были выявлены следующие навыки и умения, которые в большей степени важны для работников в будущем:

• Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
• Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
• Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
• Умение управлять проектами и процессами.
• Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
• Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
• Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
• Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
• Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
• Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
• Экологическое мышление.

Источники: Профессиональный HR-клуб
http://atlas100.ru